В VIII—VI вв. до н. э. в Греции сформировались полисы (города-государства). В зависимости от результатов борьбы между демосом (земледельцев и ремесленников) с родовой знатью государственное устройство в полисах было либо демократическим (Афины и др.), либо аристократическим (Спарта, Крит и др.). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство, в Спарте, Аргосе и др. долго сохранялись пережитки родового строя.
Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин
Город Спарта стоял на реке Евроте. Территория государства около 1000 года до н. э. была завоевана дорийцами, которые часть прежних жителей-ахейцев превратили в периэков (политически бесправных, но граждански свободных), часть в илотов (государственных рабов); сами дорийцы составили господствующее сословие спартиатов.
В IX веке до н. э. законодательство Ликурга сделало из Спарты сильное военное государство, в двух войнах завоевавшее Мессению и приобретшее гегемонию над Пелопоннесом и даже преобладание во всей Древней Греции вплоть до периода Греко-персидских войн.
В соперничестве с афинянами спартанцы победили их в Пелопонесской войне (431—404 годах до н. э.), но потеряли своё преобладание в 371 году до н. э. в войне с Фивами. После неудачи реформ Агиса и Клеомена в III веке до н. э., Спарта в поражении при Селласии в 221 году до н. э. окончательно потеряла своё значение и в 146 году до н. э. попала под власть Рима.
Должности и органы власти:
Цари Спарты
Эфоры
Герусия
Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал
спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже
выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха
«почти второй царской властью»). Навархом был, например, один из
наиболее известных спартанских полководцев — Лисандр.
Древняя Спарта - образец аристократического военно-лагерного государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII -VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до .н.э. сложился, т.н. "ликургов строй" (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет, путем гадания по звездам. Им подчинялось войско и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах
Ликург — законодатель
Хилон — законодатель
Лисандр — наварх Спарты в период её величайшего могущества, превзошедший (на короткое время) своей властью царей
Павсаний — царь Спарты, политический оппонент Лисандра, восстановил демократию в Афинах
Леонид I — царь погибший во главе отряда из 300 спартанцев
Ксенофонт — историк, получивший гражданство за величайшие заслуги перед Спартой
Киниска — первая женщина победившая в олимпаде прислав на игры свою колесницу
Фермопильское сражение — сражение в сентябре 480 г. до н. э. в ходе
греко-персидской войны 480—479 гг. до н. э. в узком ущелье Фермопилы,
где героически погиб отряд из 300 спартанских гоплитов, преграждая путь
персидскому войску царя Ксеркса I.
300 Гипеев — элитный отряд гоплитов в Спарте
Система Агогэ — система военного воспитания в Спарте. По этой системе, всякий мальчик, родившийся в Спарте, должен был пройти через эту систему. При рождении мальчика, его брали и относили на край пропасти Апофеты, где очень долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной, некрасивый и т. д., то его сбрасывали в пропасть (по мнению современных учёных, убийства спартанцами своих детей — миф [1]). А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики усиленно занимались спортом, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать. Им разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни илотов и грабили их, а самых сильных мужчин уводили с собой и вырывали им кишечник, смотря, как они умирают. В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву». Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Так могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Так «отсеивались слабые». Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, а иногда учили пользоваться оружием.